![]() |
Таинство красоты |
Если меня спросят, что связывает рациональный мир формул, железной логики и почти всесильных компьютеров
с миром Поэзии, Литературы, Живописи, я скажу: одно из этих великих связующих - Красота!
Уравнения могут быть так же прекрасны, как и девичьи глаза. В 60-е годы в нашей стране активно
дискутировался вопрос о "физиках" и "лириках". Людей заранее делили на безудержных романтиков,
способных воспринимать "лишь" стихи, картины, музыку, но лишенных каких-либо аналитических способностей,
и, наоборот, на сухих рационалистов, набитых формулами, как тряпичные куклы - соломой, и с иронией и даже,
![]() Тайны взаимосвязи Науки и Искусства еще ждут своих первооткрывателей. Сегодня мы скорее можем задавать вопросы, чем отвечать на них. Не задумывались ли вы когда-нибудь, почему живопись предпочитает прямоугольные рамы всем остальным? Круглые и овальные рамы существуют, но крайне редки. Наше эстетическое чувство их не очень воспринимает. Не связана ли прямоугольная форма рам с тем, что мы живем в гравитационном поле Земли, в котором есть выделенное направление "вниз" и соответственно перпендикулярная ему горизонталь? Обратите внимание на тот факт, что вертикальные линии и формы в живописи тревожат. Громоздящиеся горы и скалы подсознательно беспокоят нас, создают ощущение возможного выделения большой энергии в том смысле, что могут рухнуть, упасть. Горизонтальные ландшафты, наоборот, спокойны, в нашем представлении, вселяют чувство уверенности. В чем тут дело? Может быть, ответ заключается в том, что в поле тяготения Земли все тела стремятся занять такое положение, в котором их потенциальная энергия минимальна. Так, камень, отпущенный в воздухе, не останется на месте и упадет на Землю, ибо там, на поверхности планеты, его энергия минимальна. Аналогично деревянный параллелепипед, опущенный в воду на меньшую грань, не станет плавать в вертикальном положении, а ляжет на большую грань. Минимальная энергия у тела, в понимании физика, соответствует его устойчивому (равновесному) состоянию. Таким образом, связь между эмоциональным восприятием и рациональной трактовкой события становится ясной: композиция, в которой общая энергия изображенных в ней предметов близка к минимальной, воспринимается нами как спокойная, уравновешенная. В этом смысле многие картины Рубенса динамичны и напряженны. Персонажи - в движении, кинетическая их энергия ищет выхода, бурные эмоции дополняют происходящий на полотне, как сказали бы физики, неравновесный процесс. А вот живопись "малых" голландцев оказывает удивительно успокаивающее воздействие, ибо в ней все сгармонизировано - по цвету, рисунку, композиции. Энергия изображенного состояния минимальна, и только души людей (и даже предметов) на картине живут своей тихой внутренней жизнью. Кстати, дословный перевод слова "натюрморт" с голландского языка означает вовсе не "мертвую жизнь", как в других языках. "Тихая жизнь" - вот суть дословного перевода! Интересно, а как бы развивалась и выглядела живопись, ![]() Загадочным и неясным представляется вопрос о том, почему вообще Искусство так активно развивалось в сфере двух чувств - слуха (музыка) и зрения (живопись и другие зримые глазом виды Искусства). Конечно, парфюмерия и ее достижения могут быть, наверное, причислены к лику Искусства, но все же степень сложности и уровень воздействия на человека, скажем, "Токкаты и фуги ре-минор" И. С. Баха и духов даже самых лучших фирм представляются несопоставимыми. Стоит, тем не менее, напомнить, что индейцы одного из американских племен носили на поясе набор деревянных трубочек с пахучими веществами. Желая получше закрепить в своей памяти какое-нибудь особенно волнующее событие, они вдыхали аромат из одной из трубочек, и потом, много лет спустя, "оживляли" прошлое, распечатав соответствующую трубочку. Многообразие космических условий во Вселенной может, по-видимому, порождать массу неожиданных форм существования Искусства. Современные научные взгляды допускают реализацию небиологических форм жизни - например, на уровне элементарных частиц, которые могут вступать в сложнейшие взаимоотношения между собой, образуя структуры, способные усваивать и перерабатывать информацию. О формах Искусства в таких системах можно только гадать. И все же на интуитивном уровне напрашивается вывод, который мы сформулируем в виде следующего предполагаемого закона: Нравственно-духовная сущность Искусства инвариантна относительно любых форм существования Жизни. Физики и представители других точных наук немало потрудились для Искусства. Так например, после возмущения общественности, вызванного неудачными реставрационными расчистками Сегье картин в Лондоне, физик Майкл Фарадей начал активное изучение защитных свойств лаковых пленок. Существенное влияние на становление техники реставрации старых картин оказала работа специальной научной комиссии, созданной в 1861 году в Мюнхене. В комиссию вошли, наряду с другими учеными, ботаник профессор Г. Радлькофер и специалист по физической химии профессор М. Петтенкофер. Радлькофер впервые использовал микроскоп в реставрационных работах и провел полное микроскопическое исследование живописных слоев ряда картин. Петтенкофер сделал открытие огромной важности для реставрации масляной живописи. Немало картин старых мастеров было загублено бессистемным применением грубых растворителей для очистки лаковых пленок, потерявших свою оптическую прозрачность. ![]() Кстати, если наши органы зрения и слуха не воспринимают электромагнитные и акустические колебания за пределами возможных для них диапазонов чувствительности, то это вовсе не означает, что на них не реагирует и весь организм в целом. Достаточно вспомнить смертоносное излучение - невидимую смерть. Ультразвук высокой интенсивности способен превратить наши кости в порошок, но может и лечить - дробить камни в почках и печени. Еще более удивительно воздействие на наш организм акустических колебаний в районе частот ~ 7 Гц. Не воспринимая их слухом, человек тем не менее начинает ощущать, казалось бы, беспричинное беспокойство вплоть до признаков безумия. |
![]() |
![]() |
![]() |