Тематический урок |
Цель урока: Показать, какую роль играет физика в реставрации картин, при этом расширяя и углубляя знания, развивая память и устную речь учащихся, умение делать анализ картин. Содержание урока I. Вступление Учитель: Сегодня мы проводим интегрированный урок по МХК и физике на тему: “Из истории одного шедевра”. Вы узнаете, насколько трагична оказалась судьба знаменитой картины Рембрандта “Даная” и как, благодаря реставраторам и ученым-физикам, удалось спасти картину от гибели. Урок будем проводить в форме ролевой игры. Представьте, что мы в телестудии на передаче “Как это было”, а ее участники - ваши одноклассники. II. Ролевая игра “Как это было” На экране портрет Рембрандта и репродукция его картины “Даная”. Учитель: “Даная”. Одна из самых целомудренных картин мира. Правдиво, без прикрас написана немолодая женщина, но так велико очарование живописи, что перед этой картиной забываешь о суетной жизни, и в памяти всплывают строки стихотворения В. Брюсова “Ты женщина”. Великий живописец Голландии Рембрандт вошел в историю мировой культуры как автор “Данаи”, “Возвращение блудного сына” и других картин. Его судьба трагична так же, как и судьба его творений. У нас в студии научный сотрудник Эрмитажа, искусствовед. Расскажите нам историю “Данаи”. Искусствовед: “Даная”-любимое детище мастера. Он создал ее в 1636 году. В это время известность художника велика, он богат и женат на божественной женщине Саскии. Именно в этот период и рождалась “Даная”. В основе картины мифический сюжет: аргосскому царю Акристию предсказали, что он погибнет от руки своего внука. И чтобы этого не случилось, он свою дочь Данаю подверг заточению в башне. Бог богов Зевс узнает о предсказании и, превратившись в золотой дождь, проникает в башню на любовное свидание. У Данаи рождается сын, он вырастает и расправляется с Акристием. Рембрандт не расставался с Данаей всю жизнь, но в старости художник остался нищим. В 1656 году он оказался несостоятельным должником, и его картина “Даная” была продана жителю Амстердама. Только в 1772 году Екатерина II вернула картину в Россию, в Эрмитаж. Многие исследователи творчества Рембрандта не находили на полотне никаких ярких признаков мифа о Данае и сомневались в названии картины. Наш сотрудник провел свое исследование и разгадал загадку истории мировой живописи. Учитель: У нас в студии присутствует сотрудник Эрмитажа, который провел это исследование. В чем его суть? К каким выводам вы пришли? Сотрудник Эрмитажа: Мною проведено физико-рентгеновское исследование. Рентгеновские лучи, обладающие малой длиной волны и большой проникающей способностью, проходили сквозь живопись и фиксировались на пленке. Те участки картины, где художник использовал плотные краски с большим атомным весом, на рентгенограмме были светлыми, а другие – темными. На рентгенограмме две поднятые руки, что позволило сделать вывод, что над картиной работали дважды, в 1636 и 1649 году. Рентгенограмма показала, что вначале героиня была похожа на Саскию. Переписывая картину в 1649 году, Рембрандт придал Данае черты своей 2-ой жены Хендрекье. Он сделал Данаю более зрелой, а золотой дождь заменил желтоватым светом. С тайной пришлось расставаться: на полотне именно “Даная”. Учитель: 213 лет “Даная” была одной из достопримечательностей Эрмитажа. В 1985 году произошла трагедия. 15 июня в музей вошел пожилой мужчина. Он нанес на полотно Рембрандта два ножевых пореза и выплеснул на картину из бутылки жидкость. В нашем зале директор Государственного Эрмитажа. Он один из первых увидел изуродованную “Данаю”. Что она из себя представляла? Зам. Директора Г.Э: По картине текла жидкость, она пузырилась и стекала вниз, разъедая паркет. Реставраторы перенесли картину в реставрационный зал и по некоторым признакам определили, что это серная кислота. Кислоту стали смывать водой. Ученые-химики, проведя качественный анализ жидкости, подтвердили, что неизвестная жидкость - серная кислота. Реставрация картины началась поздним вечером в этот же день. Когда кислота полностью была смыта и укреплен красочный слой, появился вопрос о выявлении глубины повреждений и состава красок. Для этого были изготовлены микрошлифы, но традиционных методов исследования было недостаточно. Тогда мы обратились к сотрудникам Всесоюзного алюминиево- магниевого института. Учитель: (обращается к сотруднику алюм-маг института) Как вам удалось уточнить, из каких элементов состоят смеси красок? Сотрудник: Мы провели электронное микрозондирование шлифов. Суть в том, что ускоренный поток электроток попадая на микрошлиф, взаимодействует с веществом, вызывая рентгеновское излучение, которое фиксируется и по нему определяется электронный состав пробы. Мы выяснили, что Рембрандт пользовался пигментами неорганического происхождения, а богатство оттенков цвета достигал смешиванием красок. Кроме того, мы нашли в смесях красок некоторое количество измельченного стекла. Учитель: С какой целью художник добавлял стекло? Сотрудник института: Стекло делает краски более прозрачными из-за марганца, содержащегося в нем. Учитель: Сегодня мы говорили, что картина была покрыта лаком. Лак был тоже современным. Чтобы картину покрыть вновь лаком, надо знать состав этого лака, который использовался художником. Как вы определили его? Сотрудник института: Состав лака был определен с помощью инфракрасного излучения. По тому, как лак поглощал это излучение, можно судить не только о его составе, но и о возрасте входящих в него элементов. Мы определили, что в лаке смолы мастики и даммари свежие: покрытие реставрировали в XIX и XX веках. Учитель: Насколько я понимаю, для восстановления картины реставраторы должны знать цветовую структуру Рембрандта. Как она была определена? На этот вопрос нам ответит научный сотрудник Государственного оптического института имени Вавилова. Научный сотрудник: Человеческий глаз считается самой совершенной оптической системой, но он воспринимает всякое цветовое пятно субъективно. НО в начале 70-х годов в нашем институте разработано устройство дистанционного колориметра, который использовали для определения цвета кожных покровов, а с 1986 года стали применять для контроля измерения цвета в ходе реставрации. Этот прибор находится на расстоянии 15 см от картины. С помощью визирного устройства колориметр наводят на измеряемый участок, отмеченный на прозрачном специальном экране перед полотном. Цвет измеряют, освещая участок картины стандартными колометрическими источниками: один из них имитирует дневное, а другой - вечернее освещение. Свет, отраженный от поверхности картины, попадает, минуя систему линз, в фотоприемник, спектральная чувствительность которого с помощью специальных фильтров воссоздает усредненную чувствительность человеческого глаза. Прибор регистрирует образующиеся при этом фототоки. Величина их связана определенной математической зависимостью с координатами цвета. В случае с Данаей перед нами стояла задача сложнее: составить своеобразную и цветовую модель, выраженную в цифрах. Вместе с реставраторами мы выбрали для измерения около полусотен участков диаметром 1,5-2 мм, наиболее важных для характеристики цвета картины и ее повреждений. Любой цвет в колометрии можно получить из трех основ – красного, зеленого, синего и, как любую трехмерную величину, выразить точкой в пространстве, описать численность в системе координат. В ходе реставрации с помощью колориметра выяснилось, что во многих поврежденных местах цвет фактически сохранился, но изменилась яркость: кислота частично разрушила связующее масло, и живопись стала сильнее рассеивать свет, выглядеть более светлой. Реставраторы пробовали насыщать эти участки лаком, и мы, замеряя координаты пробного и соседнего участков, выяснили, что цвет полностью восстанавливается. Учитель: Сотрудники Эрмитажа считали, что картину нужно восстанавливать, сохраняя каждый мазок художника. Прошло более 10 лет, и вот в 1997 году картина Рембрандта “Даная” после трудных реставрационных работ вновь представлена в Эрмитаже, а Б. Майгису – человеку, который стал виновником данной трагедии, в 1985 году суд назначил принудительное лечение в психиатрической больнице. В начале 90-х годов местные националисты решили вознести его на пьедестал, вспомнив, что нападение на “Данаю” он совершил в тот же день, когда 1940 году красная армия вошла в Литву. Радикалы решили, что этот человек отомстил оккупантам. Майгис не протестовал против этого утверждения, однако вскоре люди разобрались, что Рембрандт - это Рембрандт, а этот человек принес Литве не славу, а всемирный позор. III. Домашнее задание Ответить на вопросы кроссворда “Судьба Данаи” составленного участниками игры. |